Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с использованием cookies
OK
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Итоговое сочинение

Приказы МОиН ЧО и Комитета по делам образования города Челябинска
Приказы МАОУ "СОШ № 21 г. Челябинска"
ФИПИ опубликовал структуру закрытого банка тем итогового сочинения на 2025-2026 учебный год.

В 2025-2026 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2025 г.

Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.
Основной день проведения итогового сочинения — 3 декабря 2025 года.

Разделы и подразделы закрытого банка тем ИС

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3. Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность


В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:

темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Комментарии к разделам

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
→ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
→ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
→ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
→ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
→ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традицияхи обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
→ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
→ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
→ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
→ нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
→ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности;
→ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
→ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.


Образец комплекта тем

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения.

147. О чём люди чаще всего мечтают?
249. Чем опасно равнодушие?
311. Какая из мыслей М.Ю. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»?
411. Что значит быть гражданином?
501. Человек науки – каким он должен быть?
629. Разделяете ли Вы мнение о том, что речевая культура человека – зеркало его духовной культуры?



Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается сочинение по системе «зачёт»/«незачёт». Рекомендуемый объем сочинения − от 350 слов, минимальный – не менее 250 слов. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание итогового изложения.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512.
Согласно указанному Порядку к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования. Все участники итогового сочинения (изложения) при подаче заявления на участие предоставляют согласие на обработку персональных данных.)
Итоговое сочинение (изложение)
Расписание проведения итогового сочинения (изложения)
Подробная информация размещена на сайте ФГБНУ «ФИПИ».

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)

1.     Итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) проводится для обучающихся XIклассов.
2.   Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря (3 декабря 2025 года), последнего года обучения.
3.   Итоговое сочинение  проводится в школе, где обучаются участники итогового сочинения.
4.   Итоговое сочинение начинается в 10.00 по местному времени.
5.   Если участник итогового сочинения опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения, при этом время окончания написания итогового сочинения не продлевается.
        Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии по проведению сочинения предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения. Рекомендуем не опаздывать на проведение итогового сочинения.
6.   Вход участников итогового сочинения в место проведения итогового сочинения начинается с 09.00 по местному времени. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.
7.     Рекомендуется взять с собой на итоговое сочинение только необходимые вещи:
·     документ, удостоверяющий личность;
·     ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
·     лекарства и питание (при необходимости);
Иные личные вещи участники обязаны оставить в специально выделенном в учебном кабинете месте для хранения личных вещей участников.
Во время проведения итогового сочинения вам выдадут черновики, а также орфографический словарь для участников итогового сочинения.
Внимание! Черновики не проверяются и записи в них не учитываются при проверке.
8.         Темы итогового сочинения становятся доступными за 15 минут до начала проведения сочинения.
9.     Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
10.            Во время проведения итогового сочинения участникам итогового сочинения запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари, пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).
Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинениячленом комиссии по проведению итогового сочинения. В данном случае оформляется соответствующий акт, на основании которого на педагогическом совете будет принято решение о повторном допуске к написанию итогового сочинения в дополнительные даты.
11.   В случае если участник итогового сочинения по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения, он может покинуть учебный кабинет. В данном случае оформляется соответствующий акт, на основании которого педагогическим советом будет принято решение о повторном допуске к написанию итогового сочинения в дополнительные даты.
12.   Участники итогового сочинения, досрочно завершившие выполнение итогового сочинения, сдают бланки регистрации, бланки записи, черновики и покидают место проведения итогового сочинения, не дожидаясь окончания итогового сочинения.
13.   Повторно к написанию итогового сочинения в дополнительные сроки, установленные Порядком проведения ГИА в текущем учебном году (4 февраля и 8 апреля) допускаются:
·обучающиеся XI классов, экстерны, получившие по итоговому сочинению неудовлетворительный результат («незачет»);
·обучающиеся XI классов, удаленные с итогового сочинения за нарушение требований, установленных п. 27 Порядка проведения ГИА;
·участники итогового сочинения не явившиеся на итоговое сочинение по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
·участники итогового сочинения, не завершившие написание итогового сочинения по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
14.    В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения обучающимся XI классов, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение предоставляется право на повторную проверку сданного ими итогового сочинения. Для этого необходимо подать в письменной форме заявление установленной формы.
Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения указанной категорией обучающихся XI классов, определен в Порядке проведения итогового сочинения в Челябинской области.
15. Итоговое сочинение как условие допуска к ГИА действует бессрочно.